Исследователь из Университета La Trobe Линн Келли разработала новую теорию, которая, возможно, объяснит назначение каменного мегалитического сооружения Стоунхендж («каменная изгородь»), находящегося в Солсберийской равнине в графстве Уилтшир (Англия). По ее мнению, это место использовалось для ритуальной передачи знаний. Л.Келли – автор научных работ, которая занимается технологиями использования устных культур для представления и передачи научных знаний.
Выступая на конвенции Национальной коммуникативной ассоциации, прошедшей в конце 2009 г. в Чикаго, Л.Келли продемонстрировала, что постоянные изменения в археологии Стоунхенджа соответствуют мнемоническим потребностям элиты общества после того, как люди того времени перешли к оседлому образу жизни. Вместо того чтобы перемещаться между святыми местами для осуществления церемоний, в которых были зашифрованы все формальные знания их культуры, британцы эпохи неолита воспроизвели 1500 лет назад необходимый ландшафт, используя каменные глыбы. Это было проделано в процессе их перехода от собирательства к оседлому образу жизни.
Британцам эпохи неолита, построившим Стоунхендж, как и другим культурам, переходившим к оседлости, не хватало письменного языка, который позволил бы сохранить их знания. Наиболее надежной системой записи на тот момент были мнемонические методы, в соответствии с которыми знания, варьирующиеся от поведения животных до астрономии, могли передаваться посредством песнопений и ритуалов. Л.Келли также считает, что Стоунхендж выступал в роли центра знаний, что соответствует цели многих аналогичных мест на Земле.
Дополнительная информация: La Trobe University на нашем сайте
|