Если говорить о реальных препонах, затрудняющих поступление российского гражданина в австралийский университет, то в большинстве случаев они сводятся к двум факторам: формальному несоответствию российского аттестата зрелости австралийскому (наше среднее образование рассчитано на 11, а не на 12 лет обучения) и недостаточно свободному владению английским языком, на котором ведется преподавание. Оба эти барьера помогает преодолеть обучение на подготовительном отделении Foundation - они действуют при большинстве австралийских университетов специально для работы с иностранными учащимися.
Типовая программа Foundation рассчитана на год обучения, хотя есть программы и меньшей, и большей продолжительности. Чем выше исходный уровень абитуриента, тем легче ему попасть на более короткую программу, и наоборот. Требования к поступающим обязательно включают предоставление сертификата о сдаче теста IELTS с результатом не ниже 5,0 баллов для расширенной, 5,5 для стандартной и 6,0 — для ускоренной.
Но обучение на программе Foundation отнюдь не сводится к одним занятиям английским языком. Поскольку расхождение в содержании школьных программ Австралии и других стран, в частности России, носит не только формальный, но часто и принципиальный характер (например, в наших школах не преподают экономику и основы бизнеса, а эти дисциплины считаются обязательными для поступающих на экономические факультеты австралийских вузов), в учебный план Foundation входит несколько профильных предметов. Их конкретный набор определяется выбором факультета, на который намерен поступать абитуриент. Практически все направления подготовки включают в себя и занятия математикой. И хотя российские выпускники средних школ традиционно отличаются сильной математической подготовкой, некоторые аспекты математики, например изучение статистических методов исследования, для них остаются "землей незнаемой". Программа Foundation помогает заполнить и этот пробел.
Наконец, на подготовительных отделениях австралийских вузов будущих первокурсников учат+ учиться. Пользу, которую приносит предмет под названием academic skills (учебные навыки), трудно переоценить. Он включает в себя обучение ведению конспектов, работе с толковыми (англо-английскими) словарями, подготовке устных выступлений (докладов) и письменных работ (эссе). Кроме того, студенты Foundation нередко получают задание подготовить групповой проект по той или иной теме — практика, совершенно не знакомая российским школьникам, но активно используемая вузами Австралии. Заранее научившись работать в команде, будущий студент австралийского университета получает важное преимущество. В рамках предмета academic skills проводятся тренинги, направленные на овладение многими полезными умениями, которые значительно облегчат студенческую жизнь. Это и умение планировать время, и стратегия подготовки к сдаче экзаменов, и тактика поведения на экзаменах, и навык выполнения тестов, и многое другое. Коротко говоря, после успешного прохождения программы Foundation ее выпускник становится "готовым студентом", которому уже ничто не помешает успешно учиться в университете.
Не менее важно и психологическое значение обучения на подготовительной программе. Год, проведенный в качестве студента Foundation, позволяет иностранцу "мягко и ненавязчиво" адаптироваться к жизни и учебе в другой стране, освоить бытовые правила поведения, завести друзей. И просто познакомиться с Австралией.
|